Надо ли знать механику-мотористу технологию ремонта коленчатого вала? На первый взгляд совершенно не обязательно. Ну зачем, к примеру, вдаваться в тонкости шлифовального ремесла, если своих дел по горло? Да и шлифовальный станок на СТО большая редкость. Лучше отдать колен. вал в специализированную мастерскую - пусть шлифовщик сам думает, как его ремонтировать...
К сожалению, подобная практика «разделения труда» часто приводит к плачевному результату. Моторист, не проверив все должным образом, отдает на шлифовку вал, который не требует ремонта или, напротив, поврежден так, что уже не может быть качественно отремонтирован. Шлифовщик тоже «не отстает» от моториста и делает, как просят, главное, побыстрее. Далее колен.вал «попадает» в двигатель практически без проверки, да и зачем проверять - моторист считает это обязанностью шлифовщика. А то, что после ремонта вал может иметь дефекты (биение, эллипсность и конусность шеек, дисбаланс), вроде и не волнует никого. Хотя нет, волнует - владелец автомобиля тысяч через ...надцать пробега вспомнит моториста недобрым словом. А с того «как с гуся вода» - мол, все было сделано правильно, просто запчасти плохие подсунули.
Такая вот невеселая, но вполне типичная история. Конечно, и мотористы, и шлифовщики бывают разные. Чтобы избежать ошибок, и сделают все как надо, и проверят вал тщательно - известный принцип «доверяй, но проверяй» в таком случае работает как нельзя лучше.
А что и как надо проверять? Как выбрать место, где будет прошлифован вал, не где поближе, а где получше? Расскажу об основных принципах выбор за вами.
Для проверки вал устанавливается на призмы крайними коренными шейками, а у средних с помощью стойки с индикатором измеряется биение. Проверяется также биение хвостовика и поверхностей сальников. Далее проводят тщательное измерение диаметров коренных и шатунных шеек. При этом обращают внимание на износ средней и крайних коренных шеек (он может быть повышен), а также на эллипсность шатунных шеек. Последнее измерение выполняют в нескольких плоскостях . После этих измерений картина несколько проясняется.
Перед установкой вала в станке необходима еще одна проверка. Вал ставят в центрах и измеряют биение хвостовика и поверхности заднего сальника. Если биение превышает 0,01-0,02 мм, необходимо править центровые фаски вала, иначе шлифовать коренные шейки будет невозможно. Из отечественных двигателей отличаются «волговские» валы - при ремонте правка их центровых фасок оказывается обязательной.
Центровые фаски - это заводская база, относительно которой обрабатываются коренные шейки вала при ремонте. Некоторые шлифовщики обрабатывают коренные шейки согнав патроны на планшайбах в одну ось ленясь их демонтировать. Обработка коренных шеек в патронах не допустима т.к. при зажиме в патронах вал хоть незначительно, но деформируется, в таком виде шлифуется, а при ослаблении зажима приобретает свою первоначальную форму, и мы получаем биение вала иногда больше чем до шлифовки. Зато появляется так любимый многими мотористами эффект – зажатый в коренных постелях кривой вал вращается с приятным усилием, «крутится туго, значит давление хорошее будет» утверждают они. НЕ БУДЕТ! Вкладыши в месте контакта с валом быстро износятся и давление упадет, не в силах удерживать масло потекут сальники. Правильно прошлифованный вал должен вращаться «ДВУМЯ ПАЛЬЦАМИ» в коренных вкладышах, а шатун легко вращаться на шейке. При работе двигателя вал вращается на масляной пленке и вкладыша не касается.
Общее требование для всех шеек – это сохранение радиуса закругления на краях шеек «галтели», подрезание галтели, концентратор напряжений и причина поломки вала.
Для шлифовки коленчатых валов применяются специализированные шлифовальные станки с приспособлениями, позволяющими сместить ось коренных шеек относительно оси вращения вала в станке. Это необходимо для шлифования шатунных шеек.
Из всего комплекса требований предъявляемых к шатунным шейкам после ремонта реально проверить только эллипсность и конусность. Остальные такие как расположение шеек на одной оси, на одном радиусе от оси коренных, непараллельность на валу проверить невозможно, зависят они от станка и в случае отклонения от нормы мы будем удивляться почему мотор прыгает под капотом как в лихорадке и откуда взялся этот стук хотя вал «в размере».
Как показывает практика, результат ремонта вала во многом зависит не от модели шлифовального станка, а от его состояния. Поскольку дефекты станка, ошибки, небрежности и неточности при его наладке делают невозможным качественный ремонт вала, для обеспечения качественной шлифовки важно содержать станок в исправном состоянии и периодически проверять его. А это совсем не просто без ремонтной базы и при наличии всего одного станка, остановить его на месяц, а то и больше для профилактического или капитального ремонта значит потерять всю прибыль.
Очень большое значение имеет соблюдение технологии шлифовки: материал, зерно камня ,СОЖ нужной марки, режимы резания, температура в цехе важно все. Но анализ оказался бы не полным, если не отметить роль самого шлифовщика. Какой бы замечательный, новый и точный ни был станок, квалификация шлифовщика имеет решающее значение. Особенно, когда речь идет о «ловле» микронных размеров, биений, отклонений формы и расположения поверхностей. Более того, квалифицированный мастер «чувствует металл», видит, как ведет себя вал при шлифовке и при малейшем отклонении от нормы обязательно лишний раз проверит станок.
И, наконец, последняя операция - удаление заглушек и промывка внутренних каналов. Операция обязательна - во внутренних каналах около заглушек скапливается значительное количество грязи. Стоит только пренебречь промывкой, как грязь обязательно испортит самую качественную шлифовку вала, и весь ремонт двигателя пойдет насмарку.
После шлифовки, непосредственно перед установкой на двигатель коленчатый вал необходимо тщательно промыть. Используя проволочную или жесткую волосяную щетку, прочистить все масляные каналы. Для этого необходимо удалить заглушки с каналов системы смазки, снять фаску у отверстий подачи масла, промыть каналы моющим раствором или керосином, продуть сжатым воздухом, обработать зенкером гнезда заглушек и установить новые заглушки, начеканив их в нескольких точках керном.
Лучше если все эти услуги, а также балансировку вала, продажу вкладышей и т.д. вам окажут в одном месте.
Если вам что-то непонятно или возникли вопросы, не стесняйтесь спросить, попросите показать цех и образцы готовой продукции. Чистота и порядок свидетельствуют о том, что и к вашим деталям отнесутся бережно и аккуратно. Несколько шлифовальных станков, предпочтительнее, чем один. Во первых нет необходимости переналадки с шатунных на коренные шейки, что достаточно трудоемко и некоторыми игнорируется, во вторых хозяин у которого работает всего один станок оттягивает ремонт до последнего, к чему это приводит мы уже рассмотрели.
Размеры шеек указаны в руководстве по ремонту или каталоге с ремонтными размерами вкладышей. Замеры должны производится измерительным инструментом со свидетельством о гос. поверке в вашем присутствии. У предприятия должен быть действующий сертификат соответствия на те услуги, которые вам оказывают. Не забудьте взять квитанцию и кассовый чек, чтобы можно было предъявить претензии в случай их возникновения.